crazybutlazy (crazybutlazy) wrote,
crazybutlazy
crazybutlazy

Тяжела и неказиста жизнь сайгонского таксиста

Еще полтора года назад основными способами передвижения по Хошимину были:
1. собственный мотобайк
2. автобус
3. такси (машина или мото-такси, называемое в народе сеом (xe-om)

Мотобайк есть у каждой семьи. Нередко их два, а иногда и три. Стоимость автомобилей высокая; любую, даже самую скромную новую дешевле $30 000 не купишь. А вот парочку мото по полторы тысячи многие семьи вполне могут себе позволить.

Автобусы в большинстве своем старые и драные, многие без кондиционеров (а здесь это ох как важно), к тому же, многие маршруты прекращают работу к 8 вечера.

Официальные такси - довольно дорогое удовольствие. По крайней мере, так мне казалось после Малайзии, где этот способ передвижения в три раза дешевле. Что же до мототакси, или сеомщиков - то видно их было издалека. Хотя бы потому что вот так спать в ожидании клиентов могли только они


Большинство из них - дядьки за 50 лет, часто пенсионеры, которые таким образом подзарабатывают дополнительную копеечку. Почти все поголовно - частники (в отличие от официальных мотоартелей Бангкока). Поездка на сеоме обходилась от 0,5 до 9$, в зависимости от расстояния. 9$, или же в местных деньгах 200 000 долгов, я платила за доставку своей бренной плоти на расстояние около 32 км.

С сеомщиками была одна большая проблема: большинство из них - люди низкой культуры. Например, везти клиента и курить при этом - было чем-то вроде нормы. Шлемы для пассажиров (которые надевать обязательно) были дешевыми, грязными и старыми. Т.е., во время падения такой никак особо не защитит, а вот если натягивать его на голову без косынки, платка или легкой шапочки - вполне можно было подцепить какую-то инфекцию для волос, - шлемы ведь не мылись годами. У меня пару раз выскакивали прыщи на шее от ремешка.

Но сеомщики были единственной альтернативой добраться куда-то быстро и относительно дешево, так как автобусная сетка в городе оставляет желать лучшего. Пока над Сайгоном не раскрыл свои крылышки Grab App. Grab - это почти тот же Uber, но с азиатским акцентом. В приложении есть три сектора: GrabTAXI (работают с официальными такси-компаниями), GrabCar и GrabBike. Придумали это дело два предприимчивых китайцы из Сингапура, запустили это детище сначала на родине (с "грабом" сначала работали только лицензированные такси), а в этом году это приложение создало настоящий бум на рынке транспортных услуг Вьетнама. Огромное количество парней, мужчин, решили стать граб-водителями. Особенно владельцы мото - двухколесный транспорт есть у всех.



Поскольку идет битва за рейтинг и звездочки, большинство из них максимально корректны и вежливы. После получения вызова часто перезванивают (хотя я и не говорю по вьетнамски), улыбаются, если это машина - водитель всегда старается выйти, открыть дверь или помочь с чемоданом. Приложение же позволят увидеть сколько таксистов тусуется у тебя на районе и рассчитать время, когда за тобой приедут.

Курящие дяди-сеомщики с грязными пятками и в мятых рубахах остались за бортом. Да, у некоторых по-прежнему есть постоянные клиенты. Но Grab и Uber (он тоже есть, но менее популярен) полностью задавили частников, а также поставили в сложное положение таксистов крупных вьетнамских компаний вроде Malinh и Vinataxi. Теперь у них есть два выхода из ситуации: снижать цены или исчезнуть с рынка. Все это произошло за считанные месяцы. Мир меняется стремительно, и если не быть к этому готовым, не уметь приспосабливаться - действительность размелет тебя в жерновах инноваций.

Как передвигаюсь я? На работу беру GrabBike, если нет дождя. 7 километров пути обходятся в сумму, равную 37-40 украинских грн, это $1,4, как считать в рублях - не знаю. Ребята приезжают в течение 2 минут.
Tags: вьетнам, жизнь во вьетнаме
Subscribe

Posts from This Journal “вьетнам” Tag

  • Вьетнам сходит с ума

    а я тем временем все меньше жалею, что уехала оттуда в самом начале ковидного хаоса в конце марта 2020. Уже тогда было понятно, что меры будут…

  • И еще кое-что о вирусах

    Моя подруга-препод, русская, познакомилась во Вьетнаме с парнем-экспатом, хорошо у них все закрутилось и перед тем, как предаваться порывам страсти,…

  • Вьетнам передумал покупать Sputnik-V

    Месяца три назад я писала здесь и здесь, что Вьетнам подписался на российскую вакцину. Но, кажется, теперь отписался и дизлайкнул: в свеженькой…

  • Ковид и восточный Новый Год: запасаюсь попкорном

    Где-то через неделю в Азии начнется "великое перемещение народов". Точнее, двух-трех народов, которые празднуют в 2021-ом Новый Год 12 февраля. За…

  • Вьетнам в 2020

    Страна хорошо справилась с коронавирусом за счет жестких мер на государствнном уровне и осознанности самих вьетнамцев: как представители восточной…

  • Сайгон/Хошимин - самое дешевое место для экспатов

    статья подразумвает прежде всего опыт американских экспатов во Вьетнаме, в расчет брались большие города Азии и других континентов. Тем не…

promo crazybutlazy may 5, 2019 15:16 8
Buy for 20 tokens
Моя старая знакомая Аня Просветова у себя в ФБ опубликовала интересное эссе, где представила разные страны мира в роли мужчин. И нафантазировала на тему каково бы это было - сходить с ними на свидание. Я целые страны сразу не брала и написала характеристику по разным городам мира, которые посещала…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments