Год для Болливуда был довольно странный. С одной стороны, не припомню ни одного очень яркого или шокирующего события (коих в прошлом году было выше крыши). С другой, политическая ситуация в стране очень влияет на происходящее в кинобизнесе.
Так, одним из самых популярных фильмов года стала военно-патриотическая агитка Uri: The Surgical Strike, которая явно снималась на деньги правящей партии BJP или кого-то из приближенных премьер-министра Нарендры Моди. Все как обычно в подобного рода лентах: мирные индийские военные погибают от рук злобных пакистанских террористов и Индия страшно и успешно мстит с одобрения доброго дедушки Моди.
К слову, о Моди: в 2019-ом персонально о нем любимом вышло еще два кино-эпоса: кинолента PM Narendra Modi, которая даже умудрилась окупиться в прокате и целый сериал Modi: Journey of a Common Man. И все это - ПРЯМО ПЕРЕД ОЧЕРЕДНЫМИ ВЫБОРАМИ В ПАРЛАМЕНТ, - нет, это не агитация и не использование служебного положения, что вы. Нарендра Моди и его партия выиграли выборы, кстати. И культивация ненависти к Пакистану в кино будет продолжаться, уж очень Моди Пакистан не любит (да и всех индийских мусульман заодно) в этом году страны уже были на грани войны. Ядерные страны.
ничесе так агиточка на два часа, судя по всему
Из хорошего: на экраны вернулся Ритик Рошан, - большая звезда нулевых, у которого последние пять лет карьера складывалась не очень. Вернулся с самым кассовым фильмом года War и социальной драмой по реальным событиям Super 30.
Хорошо выстрелил сольник Шахида Капура Kabir Singh ^ - история хирурга у которого явные проблемы с контролем гнева. Фильм занял вторую строчку в списке самых кассовых лент года и это лично меня немного пугает. Главный герой - грубиян, мачист, абьюзер, алкоголик, его девушка - тихая лань, что делает все, о чем он попросит, жертва-классик. Индийская молодежь очень легко перенимает манеры поведения кино-героев и наверняка тысячи молодых парней решат быть крутыми, как Кабир Сингх. Мне очень нравится Шахид Капур - он талантливый актер, этот фильм, конечно, улучшил его рейтинг, играл он шикарно, но подобные ленты совсем не помогают улучшить ситуацию по отношению к женщинам в Индии и дают очень вредные поведенческие установки.
Однозначной звездой года стоит признать Айюшмана Куранну. Я его видела до этого в паре лент, заметила, но однозначно зауважала в 2019. Этот актер очень аккуратно выбирает роли, будь то комедия, триллер или драма. Возможно даже как-то вмешивается в съемочный процесс, потому что все три фильма 2019, где он снимался, вышли на удивление дельными, поднимающими разные слои общеиндийских проблем. Да и собрали все три довольно прилично, даже совсем невеселый, без единого музыкального номера, триллер-расследование Article 15. Из всех просмотренных фильмов 2019 я бы посоветовала его первым, хотя может какие-то нюансы будет сложно понять тем, кто не знает нюансов кастовой системы и жизни в индийской глубинки. Очень реалистичная лента.
Удивление года. Метр и легенда Болливуда Амитабх Баччан тоже, видимо, решил в конце актерской карьеры выбирать роли очень тщательно, чтобы запомниться потомкам на исключительно хорошей ноте. В 2019 с его участием вышел еще один запоминающийся криминальный триллер, Badla. Я его смотрела и не могла поверить, что это снято в Индии и для индийцев, - обычный зритель в этой стране просто не в состоянии запомнить такое количество неожиданных твистов в сюжете, им бы что-то попроще: вот это - хорошо, вот это - плохо. Снятая за копейки лента (официальный бюджет - 1,6 миллиона долларов) отбилась в мировом прокате в 13 раз. Лента - адаптация испанского хита 2016 года The Invisible Guest. Теперь вот думаю надо посмотреть оригинал.
Абсолютный провал года для меня - Student of the Year 2. Этот фильм планировался как хит-запуск двух новых дебютанток Ананьи Пандей и Тары Сутарии. Деревянные новенькие актресульки, фальшивый до тошноты Тайгер Шрофф, к слову, кумир и девочек (потому что смазливый) и мальчиков (потому что круто машет ногами), какая-то параллельная Индия, в которой нет ничего индийского и главные героини весь фильм ходят в одежде, едва прикрывающей задницу. Впрочем, даже индийские критики охренели от такой пустышки и редко кто осмелился в рецензиях поставить хотя бы три звездочки из пяти. Я хоть и знала оценки и ничего хорошего не ожидала, все же посмотрела, чтобы лично убедиться в глубине тупизны, - ну что же, убедилась.
Провал относительный был у псевдо-исторической ленты Kalank. Создатели замахивались, как минимум, на новый Devdas, но забыли, что за последние лет 15 искусственная Индия в кино уже не в почете. Особенно, когда трущобы 40-ых годов 20-го века выглядят лучше, чем многие современные индийские улицы, а школа музыки - как дворец. Фильм похож на классическую театральную постановку с очень дорогими декорациями и прущим из каждой дыры пафосом. Даже талантливые актеры в большей мере позируют, а не играют. А жаль. Но картинка красивая.
Зато актриса Алия Бхатт главная женская роль в Kalank) наполную отыграла в шикарной ленте Gully Boy. Может даже немного лучше, чем мой любимчик Ранвир Сингх, хотя его превращение в очень смуглого субтильного паренька из трущоб, который любит рэп, было феноменальным. Он даже читку сам делал, пруф ниже в видео. При просмотре этого фильма я ни разу не поставила видео на паузу, - тот случай, когда ты полностью погружаешься в атмосферу происходящего. Единственный маленький нюанс, который мне показался нереалистичным - отсутствие геля для укладки (кокосового масла) на волосах главного героя большую часть фильма. Потому что это Индия, детка, - 95% мужиков с блестящими от средств для укладки волосами. Лента может показаться кому-то вторичной из-за ассоциаций с 9 Mile Эминема, но наверное истории многих рэпперов из низов схожи, это же не Тимати. В общем, лента номер два по рекомендации.
О грустном: в этом году Болливуд лишился очень яркой молодой актрисы Заиры Васим (Dangal, Secret Superstar, The Sky is Pink). Нет, она жива-здорова, но 19-летняя девочка после трех отличных фильмов заявила, что уходит из кинобизнеса, так как из-за него она почти потеряла некоторые моральные установки и "отошла от веры". Трактовать такое заявление можно как угодно, - возможно, девочка из религиозной мусульманской семьи была в некотором шоке от творившегося в болливудском закулисье, возможно, в шоке были ее родители. Интересно, как сложится ее дальнейшая судьба.

Journal information